При объективном рассмотрении упоминаемых Библейских мест, видно, что пред нами совершенно разные и не связанные между собой отрывки, описывающие отличные ситуации. К тому же, в обоих местах употреблен и разный литературный жанр. В книге Бытие, описание идет в повествовательной форме, освещая определенные события из жизни первых людей, а в книге Притч, метафорически или же сравнительно рассматривается женское поведение.
Цитата из энциклопедии. ()
Повествование - это рассказ или сообщение описывающее какое-либо событие, действие, явление, происходящее в определенное время. Цель повествования – дать представление о событии или ряде событий.
Цитата из энциклопедии. ()
Притча (евр. «машиль» - «быть похожим», «быть тождественным чему-либо») - это иносказательный рассказ или же поучение в примерах, взятых из истории или окружающей жизни. Обычно «притча» является синонимом слову «пословица», а также оно близко по значению к слову «аллегория».
Да и само название книги Притч, в которой находится обсуждаемый нами текст, уже говорит о многом. При этом также не стоит забывать и о контексте, ведь 20-ый стих 30-ой главы Притч, это не самостоятельное предложение, а смысловое продолжение описанного в двух предыдущих стихах.
«Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице. Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: "я ничего худого не сделала".» [Притчи 30:18-20]
В этом описании, рассматриваются некоторые таинственные пути непостижимые автором:
1) «пути орла в небе», невидимые на небосводе.
2) «пути змея на скале», незаметные на каменистой почве.
3) «пути корабля в море», быстро исчезающие на водной глади.
4) «пути мужчины к девице», используемые в этом месте слова указывают, что речь идет не о супружеских отношениях, но о таких, которые запрещались в еврейском народе, что и объясняет непостижимость автором притчи таких путей.
В дополнение ко всему перечисленному автор добавляет, что «таков путь и жены прелюбодейной». Основная мысль рассматриваемого отрывка, строится вокруг таинственности ПУТИ прелюбодейки, которая также старается не оставить следов своей измены, как и всё перечисленное до этого.
К тому же, в отличии от описанного в Бытие 3-ей главе, в книге Притч 30:20, отсутствует упоминание о вкушении какого-либо плода. Тем более ничего не говорится и о плоде с дерева познания. В этом месте упоминается лишь «обтирания рта» после еды, символично изображающее, как после приёма пищи человек удаляет её остатки обтирая область вокруг рта, так и прелюбодейка пытается не оставить после себя следов своей измены. А в словах которые она произносит «я ничего худого не сделала» прослеживается мысль, что прелюбодейка пытается скрыть свое злодеяние прикрываясь наигранной наивностью и невинностью, что ее поступок не несет никакого зла.
Автор этой притчи использует метафору «вкушения пищи», чтобы проиллюстрировать именно непостижимость лицемерного поведения неверной жены, а не для того, чтобы сравнить сексуальные отношения с приемом пищи.
Цитата из энциклопедии. ()
Метафора (греч. «переносное значение») – выражение, употребляемое в переносном смысле, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким либо другим на основании их общего признака.
В книге Притч присутствует множество метафор изображающих «вкушение» по разному.
В Притчах 1:31, слово «вкушать» связано с «воздаянием», ибо что человек посеет то и пожнет: «…за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их…» или «…от плода уст [своих] человек вкусит добро…» [Пр. 13:2].
А в Притчах 30:14, «вкушение» изображает «преследование бедных и нуждающихся», «…есть род, у которого зубы - мечи, и челюсти - ножи, чтобы пожирать бедных на земле и нищих между людьми…».
Таким образом, библейский текст не учит, что под словом «вкушать» следует понимать «сексуальный акт».