____________________________
Иисус Христос.
____________________________
Сравнительная речь, притчи и аллегории были неотъемлемой частью проповеднической деятельности Иисуса: «...многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все. » [Мар.4:33-34].
Ведь еще задолго до Его рождения пророческое слово предвозвестило такую необычную манеру проповедования: «...Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.» [Матф.13:34-35].
«Порождения ехиднины!» было далеко не единственным сравнением, которым пользовался Иисус Христос. Он сравнивал:
1) фарисеев с «порождениями ехиднины» [Матф.12:34]
2) царя Ирода с «лесицей» [Лук.13:32]
3) язычников с «псами» [Матф.15:26]
4) учеников с «овцами» [Иоан.10]
5) Себя с «виноградной лозой» [Иоан.15:1]
«...порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» [Лук. 3:7]
Итак, было ли выражение «Порождения ехиднины!» как-то связано с происхождением этих людей от змея, или оно употреблялось как сравнительный образ показывающий сходство поступков религиозных лидеров того времени с повадками упоминаемых пресмыкающихся?
Для начала стоит задуматься, почему Иисус обращаясь к фарисеям не пользовался такими словами как «змей» или «змея», но всегда употреблял именно «ехидну». При внимательном прочтении Евангелия можно заметить, что в лексиконе Иисуса многократно присутствовало слово «змея».
«...Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» [Матф.7:9-10]
«...итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.» [Матф.10:16]
«...Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.» [Мар.16:17-18]
«...се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам...» [Лук.10:19]
«...И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому...» [Иоан.3:14]
Когда же речь шла о религиозных лидерах Иисус обычно употреблял именно «ехидну». Но почему?
Ехидна - это разновидность ядовитой змеи, уязвление которой было очень опасно и в большинстве случаев оканчивалось смертью. По этой причине жители Мальты приняли апостола Павла за божество, увидев, что укус ехидны не причинил ему вреда.
«...Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его. Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек - убийца, когда его, спасшегося от моря, суд [Божий] не оставляет жить. Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда. Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог.» [Деян.28:3-6]
К тому же ехидна служила образом всего того, что ведет в погибель. Обычно таким словом называют людей коварных, злобных и желающих творить зло. Согласно информации из библейских словарей, в израильском народе бытовало представление, что детеныши ехидны при своем рождении пожирают чрево своей матери. В связи с этим такое выражение, как «Порождения ехиднины!», было более резким, чем даже назвать кого-то просто «ехидна».
«...Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.» [Матф.12:34-35]
Таким образом рассмотренное место Писания показывает, что Иисус намеренно пользовался таким выражением как «Порождения ехиднины!», ведь люди к которым Он обращал Свою речь были переполнены злобой. Они не могли говорить ничего доброго, потому что их сердца были наполнены злом. По этой причине они предвзято расценивали любые действия Иисуса и произносили хулу на Него.
«...как говорит древняя притча: "от беззаконных исходит беззаконие"...» [1Цар.24:14]
Ученики Христа должны были знать, кем являлись релиозные лидеры среди которых они жили, и чего можно было от них ожидать.