____________________________
Десятина в апостольских посланиях.
____________________________
Единственное упоминание десятины у первых апостолов, находится в послании к Евреям 7-ой главе.
При чтении письма к Евреям, важно не забывать, что оно было адресовано именно евреям, у которых на момент написания, продолжал функционировать храм и действовать левитская система священства. Цель этого письма была в том, чтобы показать верующим из евреев превосходство нового завета над ветхим, ибо они приняв своего Мессию не желали расстаться со старым.
«Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, - во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь - брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. И здесь десятины берут человеки смертные, а там - имеющий о себе свидетельство, что он живет. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в [лице] Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.» [Евреям 7:1-10]
В прочтенном отрывке, десятина упоминается в повествовательной форме, а не в виде учения о десятине, и именно в тесной связи с левитским священством.
Евреям 7:2 «...которому и десятину отделил Авраам от всего...», десятина упоминается в связи со случаем из жизни Авраама.
Евреям 7:4 «...которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих...», десятина упоминается в связи со случаем из жизни Авраама.
Евреям 7:5 «...сынов Левииных имеют заповедь - брать по закону десятину с народа...», десятина упоминается в связи с левитским священством.
Евреям 7:6 «...не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама...», десятина упоминается в связи со случаем из жизни Авраама.
Евреям 7:8 «...здесь десятины берут человеки смертные...», десятина упоминается в связи с левитским священством.
Евреям 7:9 «...так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в [лице] Авраама дал десятину...», десятина упоминается в связи со случаем из жизни Авраама.
Согласно ближайшего контекста в этом месте Писания вообще нет учения о «церковной десятине».
Итак, 7-ая глава письма к Евреям, говорит о превосходстве священства Божьего (Мелхиседека) над человеческим (Левитским), передаваемым по наследству. Для иллюстрации приводится пример Левия. Сам Левий, принимающий десятины, еще задолго до своего рождения, в лице Авраама дал её Мелхиседеку. Такое описание было призвано показать: если Левий, будучи еще в чреслах Авраама почтил Мелхиседека, как «священника Бога Всевышнего», то насколько величественен Тот, Кого Мелхиседек был всего лишь прообразом.
Таким образом сравнивая разного рода священства, апостол показывает превосходство одного над другим. Важность прихода особого священника по чину Мелхиседека была связанна с несовершенством левитского священства. Ведь если бы при посредничестве левитов можно было достичь совершенства, то не было бы нужды в другом священстве.
Но так как «закон ничего не довел до совершенства» [Евреям 7:19], то появилась нужда в новом завете на место прежнего, а с ним и иное священство. Ведь Иисус стал первосвященником не согласно ветхозаветного закона, потому что Он пришел из колена Иудина, которое не имело никакого отношения к исполнению левитских предписаний. Такое стало возможно благодаря жертве Иисуса Христа, посредством которой произошло упразднение закона, а с ним упразднилось и левитское священство.
Начиная с 11 стиха, автор письма к Евреям сам суммирует написанное, делая вывод о чём говорилось им в первой половине 7-ой главы, где и упоминалась десятина.
«Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно [из того], что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.» [Евреям 7:11-16]