Исторические корни учения о «семени змея»
| |
____________________________
Исторические корни учения о «семени змея».
____________________________
Доктрина «семени змея» более относится к области аллегорического толкования Писания, нежели ясного библейского учения. Это объясняет почему незнакомые с таким учением читатели библейского текста, не видят Писание в таком свете.
Основные идеи учения о «семени змея» пользовались огромной популярностью среди многочисленных гностико-религиозных течений последователи которых обычно отождествляли себя с «избранным семенем». Гностики считали, что так-как они были «истинным семенем», им стали доступны многие тайные знания о Боге и человечестве, которые были сокрыты от остальной части населения земли. По сути, гностицизм (греч. γνωσις - знание) изначально являлся смесью греческой философии с восточным мистицизмом.
На вызов того времени ответило первое поколение христианских богословов после-апостольского периода. Ириней Лионский был одним из главных борцов против гнозиса. Учение о том, что Ева родила Каина от совокупления со змеем или сатаной, появляется в ранних гностических писаниях, таких как «Тайная книга Иоанна» и «Евангелие от Филиппа». Ириней и другие ранние христианские богословы, подобные верования считали еретическими. Самое известное сочинение Иринея Лионского «Против ересей», написанное во 2-м веке н.э. и состоящее из пяти томов, представляет собой полемику с гностицизмом.
Уилльям Бранхам высказывался о Иринее как о втором посланнике к церкви после апостола Павла, а также, что он проповедовал Слово с необычайной ясностью и чистотой, в согласованности с изначальными наставлениями.
____________________________
Однажды, известный служитель в кругах «в Послании», американский пастор Донни Рейган, в одной из проповедей поделился со своим собранием, о небиблейских корнях учения «семени змея».
____________________________
Для лучшего понимания, рассмотрим некоторые гностико-религиозные течения и их учения.
____________________________ |
1 | |
____________________________
Гностическое «Евангелие от Филиппа».
____________________________
Одним из самых ранних упоминаний, что Ева познанная змеем или же сатаной родила Каина, появляется в одном из гностических евангелий, а именно в «Евангелии от Филиппа» [3 век нашей эры]. Такое евангелие было написано на саидском диалекте коптского языка. Большая часть «Евангелия от Филиппа» посвящена обсуждению брака, а два отрывка, повествуют о тесной связи Марии Магдалины с Иисусом.
«Трое шли с Господом всё время: Мария — Его мать, также Его сестра и Мария Магдалина — та, которую называли Его спутницей. Итак, были три Марии: и Его мать, и Его сестра, и Его спутница.» [Евангелие от Филиппа, параграф 32]
Согласно этой версии евангелия, вместо любимого ученика Иоанна, появляется любимая спутница Мария Магдалина. Текст знаменит как самый ранний источник, где сказано, что Христос любил Марию Магдалину больше всех своих учеников и часто целовал её.
«Женщина, не родившая собственных детей, может оказаться матерью ангелов. Такова была спутница Сына — Мария Магдалина. Господь любил Марию более всех других учеников, и Он часто целовал её в уста. Остальные ученики, видя Его любящим Марию, сказали Ему: «Почему Ты любишь её более всех нас?». Отвечая им, Он сказал: «Почему не люблю Я вас, как её?».» [Евангелие от Филиппа, параграф 55]
В 42 параграфе «Евангелия от Филиппа» упоминается, что отцом Каина был змей: «Вначале появилось прелюбодеяние, затем убийца, и он был рожден от прелюбодеяния. Ибо он стал сыном змия. Поэтому он стал человекоубийцей, как и его отец, и он убил своего брата». [Евангелие от Филиппа, параграф 42] |
2 | |
____________________________
Гностическое течение «Сифиан».
____________________________
Сифиане или сифиты (σηθιανοι, сетиане) — гностики, названные так по имени библейского патриарха Сифа (Сета), третьего сына Адама и Евы. Потомки Сифа, по мнению сифиан, были носителями высшей мудрости. Впоследствии Сиф, согласно их верованиям, воплотился на земле в виде Иисуса Христа: «…они хвалятся тем, что происходят от Сета, сына Адама …они даже называют его Христом и уверяют, что он был Иисусом». [Епифаний Кипрский, Панарион, гл. 39:1-3]
Учение сифиан базируется на идее избранного духовного рода. Духовные потомки Сифа окружены материальными людьми — потомками братоубийцы Каина. Сифиане верят, что лишь Сиф был ребенком Адама и Евы, в то время как Каин является потомком Иалдабаофа, который соблазнил и насилием покорил жену первого человека. Злом считается не первородный грех, а смешение родов. Целью своей жизни сифиане видят в воскресении и вознесении из мира материи (кеномы - неполноты) в духовное царство Барбело (плерома - полноты). |
3 | |
____________________________
Гностическое течение «Каинитов».
____________________________
Каиниты (καιανοι) были антиподами Сифитов. Они строже проводили дуализм верховных сил. По их мнению существуют две силы: высший эон — София «более крепкая сила» и Истера «более немощная сила» являющаяся творцом этого мира.
От брачного союза Евы с обеими силами рождаются Каин и Авель. Каин — сын Софии, Авель — Истеры. Потомок высшей силы убил Авеля, восторжествовав над низшею силою. Преемники этой высшей идеи были: содомляне, Исав, Корей, Дафан и Авирон и наконец Иуда Искариот, единственный истинный апостол Софии. |
4 | |
____________________________
Гностическое течение «Манихеев».
____________________________
Манихейство сформировалось в Месопотамии в 3-м веке на основе вавилонских, персидских, иудейских и христианских культов. Основоположник - Мани (216г.-276г.). Последователи манихейства верили, что существуют бог добра и бог зла. Ева родила Каина от темного архонта. А от Адама и Евы родился родоначальник праведников — Сиф. Человек стал смешанным, поэтому путем аскетизма он должен освободиться от материальных уз. Учение конкурировало с христианством до эпохи средних веков и преследовалось с момента появления.
Манихейство, как движение, исчезло со всеми гностическими сектами, истребленное церковными и государственными властями. Но духовное наследие этого течения продолжало жить и проявляться в учении многих позднейших религиозных направлений. Наиболее влиятельным среди них стало богомильское движение. |
5 | |
____________________________
Гностическое течение «Богомилов».
____________________________
Богомилы - (название происходит от слов: "Бог" и "милуй") - это движение появилось в Болгарии в XII веке и являлось одним из ответвлений древнего манихейства.
Их учение состояло в следующем: Сатанаил являясь сыном Божьим, с частью подчиненных ему духов возмутился против своего Высочайшего Отца, и будучи низверженным с неба, сотворил новое небо и землю, а так же телесную оболочку первого человека - Адама. Но он не мог сотворить душу человека, поэтому обратился к Высочайшему Отцу с просьбой послать божественное дыхание для оживления человека, обещая Ему владычество над духовной природой человека. Высочайший Отец, полагая, что человек с духовной природой заменит Ему отпадших ангелов, исполнил просьбу Сына и оживил его. Но Сатанаил возжелал подчинить себе и душу человека, поэтому через змея обольстил Еву и произвел от нее Каина и сестру Каломену.
Потомки Сатанаила взяли верх над потомством Адама, и Сатанаил смог подчинить себе род человеческий. В конечном итоге люди забыли о своем предназначении и стали почитать самого Сатанаила за верховное Божество.
Чтобы освободить человека от власти Сатанаила, Отец родил другого сына - Иисуса, или же Слово. Жизнь и смерть Иисуса, богомилы понимали докетически. Поэтому они верили, что Иисус сковав Сатанаила, лишил его божественного достоинства, которое заключалось в корне его имени "ил", после чего он стал называться просто сатаной. Для завершения дела начатого Иисусом, Верховный Отец произвел из Себя - Святого Духа, Который стал воздействовать на людские души. В конце концов, по мнению богомилов, все вернется в первоначальное состояние. |
6 | |
____________________________
Гностическое течение «Архонтиков».
____________________________
Архонтики (греч. ἀρχοντικοί; от ἄρχων - правитель, начальник) гностическое религиозное движение IV в., получившее свое название от того, что, по их "откровениям", каждое из семи небес имеет своего особого правителя, или же архонта. К тому же такие правители питаются именно человеческими душами. Правителя седьмого неба Архонтики называли Саваофом. Одним из его сыновей был дьявол, которого Архонтики отождествляли с Богом иудеев. Хотя они отвергали водное крещение, но некоторые из них брызгали на голову покойников водой или маслом, желая этим сделать их невидимыми и недоступными для небесных сил.
Это течение было основано Петром Кафарбарихским близ Иерусалима и особенно распространилось среди богатых и знатных людей. Впоследствии такое учение проникло в Великую и Малую Армению.
Епифаний Кипрский, в своем трактате «Панарион», писал против архонтиков так: «И снова другой миф говорят еретики: утверждают, что диавол, пришедши к Еве, имел общение с нею как муж с женой, и она родила от него Каина и Авеля. Посему, говорят, восстал один на другого по ревности, которую имели между собой, не потому, что Авель благоугодил Богу, как сказует истина, а напротив того, еретики говорят о сем другое вымышленное слово. Поскольку, говорят, оба брата любили свою сестру, то из-за этого Каин восстал на Авеля и убил его...». |
7 | |
____________________________
Каббалистическое произведение «Пиркей де-рабби Элиэзер».
____________________________
Еще одно документальное упоминание, что Каин являлся сыном змея, находится в агадическо-мидрашистском произведении «Пиркей де-рабби Элиэзер», в котором представлено толкование на книгу Бытия, часть книги Исхода и некоторые места из книги Чисел. Это произведение, написанное в Италии в конце IX века н.э., приписывается еврейскому рабби Элиезеру бен-Гиркану и относится к ранней каббалистической литературе.
Книга «Мидраш рассказывает» излагает по «Пиркей Рабби Элиэзер»:
«Самаэль был самым великим среди ангелов. Он полетел вниз на землю, дабы найти существо, подходящее для того, чтобы искусить Адама и Хаву и заставить их преступить заповедь Ашема. В конце концов он не встретил никого, кто по хитрости мог бы сравниться со змеем. Надо сказать, что первоначально Ашем сделал так, что змей был выше всех остальных тварей, для того чтобы служить людям. С этой целью змей был наделен двумя свойствами: даром речи и способностью к прямохождению.
Итак, для своей цели Самаэль избрал змея. Спустившись с небес, он оседлал его, как если бы тот был верблюдом, и вселил в змея свой дух. Впредь все, что змей ни говорил, было внушено ему Самаэлем. Змей был хитрецом, лжецом и еретиком. Имея ноги он был похож на верблюда и был очень удобен для верховой езды. Самаэль (ангел) любил ездить на нем. На его спине он чувствовал себя легким и сильным. И он решил восстать против Бога. Для этого он привел змея в райский сад. Змей соблазнил Еву и возлег с ней. Потом и сам Самаэль возлег с Евой. А после двоих и Адам возлег с ней. От змея и Самаэля родился Каин, а от Адама - Авель». [Пиркей де-рабби Элиэзер, гл. 21:32] |
8 | |
____________________________
Каббалистическая книга «Зоар».
____________________________
Каббала – это средневековое эзотерическое течение внутри иудаизма и является фактически иудейской версией гностицизма. Вот выдержка из книги «Зоар», священного текста Каббалы:
«Два существа [Адам и Нахаш] имели сношения с Евой, и она зачала от обоих и родила двоих детей. Каждый затем следовал за своим родителем, а их души разошлись в разные стороны, как и они сами, а так же их характеры. На стороне Каина являются злые создания; со стороны Авеля приходит более милосердный класс существ, еще не полностью испорченный — хорошее вино смешивается с плохим».
Согласно учению каббалистов, Ева была второй женой Адама после Лилит. В книге «Зоар» супруга главы демонов Самаэля и участница соблазнения Адама, Лилит, приобретает новые черты. Каббалисты представляли гармонию мира, как соединение Господа со своим присутствием в мире, выраженном в женском образе Шехины. Имя Шехина происходит от названия шатра, в котором проживал Господь (Мишкан). С другой точки зрения Шехина является народом Израиля, невестой Господа, его женой, возлюбленной и даже дочерью. Взаимоотношения между Господом и Шехиной каббалисты описывают в откровенно сексуальных терминах. Иерусалимский храм служил спальней, где Господь встречал Шехину.
«…Некоторые говорят, что пока Храм стоял, Царь (Бог) сходил со своего небесного жилища каждую полночь, стремился к своей Жене (Шехине) и обладал ею…
…Другие говорят, что Царь обладает своей Женой лишь раз в неделю, в ночь субботнюю…
…и от этой их связи произошли люди и ангелы.
Книга Тикуней ха-Зоар Тикун 34, 77; Книга. Зоар 3,296а; Книга Зоар 1.12. |
9 | |
____________________________
Гностическое течение «Альбигойцев».
____________________________
Альбигойцы (происходит от названия города Альби, центра их движения) – аскетическое религиозное движение, получившее широкое распространение в XII–XIII вв. в Западной Европе, особенно в Северной Италии и Южной Франции. Приверженцы альбигойцев или же катар (греч. katharos, «чистый») стремились очиститься от телесности и материальности.
В своих попытках решить проблему зла, альбигойцы следовали традиции манихейского дуализма. Они верили в сосуществование двух основополагающих начал – доброго божества (Бога Нового Завета), создавшего дух и свет, и злого божества (Бога Ветхого Завета), сотворившего материю и тьму. Хотя ангельские души, как верили альбигойцы, были созданы добрым божеством, грехопадение их привело к тому, что сатана заключил их в темницу тела. Вот почему земная жизнь есть наказание и единственный существующий ад. Однако страдания носят лишь временный характер, ибо все души в конце концов спасутся. Альбигойцы утверждали, что Христос – всего лишь сотворенное существо, которое никогда не обладало человеческой телесностью и в действительности не могло умереть на кресте, ведь в таком случае оказалось бы во власти злого начала. Его искупление подает нам пример благородной жизни и высокой нравственности; но по-настоящему ему не удалось победить грех.
Альбигойцы верили в апокриф «Тайную книгу Иоанна»:
«А Самаэль, Ангел воздуха, вошел в Змия и принял облик прекрасного юноши, которого он видел на Земле в стране Гиперборейской...
...Самаэль обольстил Еву ласковыми словами и сотворил с ней плотское дело. Адам же, видя все это, тоже вкусил запретного плода и преисполнился желания греха и исполнил желание свое с Евой в прославлении Змея. Поэтому называют сыновьями Самоэля и сыновьями змея тех, кто совершает желание Самаэля - отца своего вплоть до скончания этого века. И вновь Самаэль излил в ангела, который был в Адаме, яд своего желания, порождающий сыновей Змея и сыновей Самоэля, вплоть до скончания века. И от Змея Ева родила сына Каина и дочь Калмену, а от Адама – Авеля, убитого впоследствии Каином.» [«Тайная книга Иоанна», параграфы 16-17] |
10 | |
____________________________
Даниел Паркер.
____________________________
Даниел Паркер | Даниел Паркер (29 января 1781 - 3 декабря 1844) был одним из ранних американских лидеров «Примитивных баптистов» в южной части Соединенных Штатов. Он основал множество церквей. Даниел возглавил группу, которая позднее отделилась от основной церкви и стала известна под названием «Баптистов-предопределения», верящих в доктрину «двух семян». Паркер стал одним из сторонников доктрины о «семени змея» среди протестантского христианства. Он являлся автором таких книг как «Обзор двух семян» (1826г.) и «Вторая порция доктрины двух семян» (1827г.), а также многих других произведений.
Он учил, что все люди с момента зачатия являются либо «семенем Божьим», либо «семенем дьявола» и эти две группы предопределены быть таковыми с самого начала. По его мнению, человек неспособен ничего изменить. Паркер активно выступал против миссионерской деятельности, уча, что судьба каждого человека, была решена еще до его рождения. Через свое периодическое издание «Защитник Церкви» в Иллинойсе, он постоянно поучал, что миссионерские организации являются человеческими изобретениями, не имеющими библейского основания. Гиперкальвинизм, столь часто характеризовавший богословское мышление этой группы, использовался для обоснования и оправдания любых доводов против направления усилий на евангелизацию грешников. Со временем имя Даниела Паркера стало почти синонимом «анти-миссионер». Знаменитый служитель того времени Александр Кэмпбелл, в 1830 году, охарактеризовал Паркера, как «автора американского Манихейства».
Проповедование Слова никогда не было так велико. Когда сатана воздвиг свои полчища свободных мыслителей, когда поднимались зачинатели коммунизма, когда свободные богословы опутывали своими грязными сетями, Бог воздвиг сильных воинов веры, из этой эпохи вышли великие труды христианской литературы и обучение и проповедование. Проповедников и учителей этой эпохи не превзошли и никогда не превзойдут. Сперджен, Паркер, Маккларенс, Эдвардс, Буньян, Миллер, Брайнардс, Барн, Бишопс - все они вышли из этой эпохи. Они проповедовали, учили и писали Слово. Они прославили Имя Его. В прочитанном отрывке, Паркер описывается как «сильный воин веры», а также как один из «проповедников и учителей которых не превзошли и никогда не превзойдут». |
11 | |
____________________________
Со своей стороны хочу предупредить, что я принимаю любую объективную критику в свой адрес. Если вы найдете какую-нибудь неточную или неправдивую информацию в этом и других исследованиях, то я готов исправить написанное.
Со мной можно связаться по электронной почте Ваш брат во Христе Иисусе, Евгений Федоров 2012 год. |
12 | |
«» |
13 | |
|